Сентябрь - это не только начало учебного года, сентябрь -
это начало делового года. И для бизнеса, безусловно, важно оценить, как
завершается финансовый год и каковы перспективы следующего экономического года.
И то и другое у нас будет проходить под знаком предстоящих парламентских и
президентских выборов. Поэтому очень важно, и это больше касается программ
развития на ближайшую трехлетку, как минимум на следующий год, чтобы не
захлестнула волна популизма политических партий, идущих на выборы. Мы видим уже
сейчас, что во многих программах или в тех проектах программ, которые
озвучиваются или предлагаются к обсуждению, популизма больше, чем идей каких-то
структурных реформ. И даже партии, от которых мы вправе были ожидать таких
предложений по более серьезному, радикальному реформированию экономики, эти
партии хотят получить поддержку разных социальных слоев. И в этой связи есть
опасность, что и без того довольно сложная ситуация, связанная с ростом
государственных расходов, может получить свое закрепление и в 2012 году. В том
числе благодаря тому, что все эти мотивы трансформируются в окончательную версию
федерального бюджета на 2012-й и на трехлетнюю перспективу. Поэтому очень важен
взвешенный подход. РСПП видит свою главную задачу в том, чтобы и в публичном
пространстве, и в контактах с политическими партиями пытаться продвинуть свои
идеи, связанные и с защитой интересов собственности, и с созданием эффективного,
но меньшего по размеру влияния на экономику государства, это касается и
федерального правительства, и региональных органов власти. Хотелось бы
остановиться на двух вопросах. Первый. Не так давно президентом и премьером
предложено особое внимание уделить тарифам естественных монополий, их динамике в
увязке с ростом инфляции. В частности, была высказана идея о том, что тарифы
естественных монополий должны расти с темпом инфляции, и в крайнем случае, если
темпы инфляции превышают определенный уровень 6-7%, то это может быть инфляция +
1 максимум +2 процентных пункта. Сейчас из этой технологии вырвался "Газпром",
рост тарифов на его услуги будет повышен в следующем году почти на 15%, в то
время как другие естественные монополии будут упаковываться в ложе общей
динамики. Однако исходя из политического, электорального цикла предложено тарифы
все-таки повышать со второй половины следующего года. И в этой связи встает
серьезный вопрос об инвестиционных программах естественных монополий. В
частности, те же программы РЖД предполагают серьезную модернизацию подвижного
состава и путевого хозяйства. Речь идет о создании в течение короткого времени
системы высокоскоростного и скоростного движения между городами, в том числе
между теми, где будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года, а это очень
сжатые сроки. То, что планировалось сделать до 2030 года по стратегии развития
железнодорожного транспорта, должно быть сделано к 2018 году. Поэтому любая
затяжка с реализацией этих инвестиционных программ, безусловно, может и
отсрочить решения задач создания комфортной инфраструктуры не только для
граждан, но и для бизнеса. По всей видимости, ко всем этим вопросам оптимальной
величины тарифов придется еще не раз возвращаться, и, может быть, корректировать
конкретные цифры, но, безусловно, лучше было бы иметь среднесрочную программу
изменения этих тарифов, с тем чтобы бизнес мог делать как минимум такие же
среднесрочные прогнозы и выстраивать свои бизнес-планы. Второй. Министерство
финансов предложило правительству принять окончательную версию корректировки
тарифов страховых взносов в рамках базового поручения президента по снижению
этих взносов. Правительство предлагает, как это зафиксировано президентом,
снизить тарифы до 30 процентов, а для малого бизнеса еще меньше. Но при этом
выпадающие доходы бюджета минфин предлагает компенсировать введением
дополнительных страховых взносов для зарплат, которые с 1 января следующего года
будут превышать 512 тысяч рублей. Для всего бизнеса это 10 процентов сверх 512
тысяч рублей годового дохода в виде заработной платы. Для льготников это 7
процентов. Мы уже неоднократно говорили о том, что такая регрессия может
привести к тому, что инновационные сектора экономики, где зарплаты достаточно
выше средней и, с другой стороны, там доля фонда заработной платы в издержках
намного выше, чем в промышленности, будь то добывающая или обрабатывающая. Вот
для этих компаний, и прежде всего малого и среднего бизнеса, в инновационной и
высокотехнологичной сферах будет нагрузка на фонд заработной платы даже выше,
чем та, которая предполагалась при универсальной ставке в 34 процента. Поэтому
на самом деле надо еще раз, как говорится, просчитать, чтобы не было в ряде
категорий бизнеса и для ряда категорий работников ужесточения налогового пресса
в виде социальных взносов. А с другой стороны, мы исходим из того, что решение,
которое сейчас принимается, рассчитано только на два года. Нам уже в этом году
нужно разработать стратегию реформирования пенсионной системы, других социальных
фондов, обязательного медицинского страхования, социального страхования.
Несмотря на то что мы отменили понятие единого социального налога, страховые
платежи в три социальных фонда, они по сути дела являются социальным налогом. И
наша задача действительно думать не только о фискальной составляющей социальных
реформ, но также и о том, чтобы действительно ввести страховые принципы.
Безусловно, без кардинального решения этих стратегических задач мы все время
будем находиться в замкнутом круге фискальных проблем. Таких, как нехватка
средств для покрытия дефицита Пенсионного фонда, которые могут покрываться либо
за счет федерального бюджета, либо за счет постоянного повышения страховых
взносов. Из этого заколдованного круга, безусловно, нужно вырываться. И сделать
это можно только на основе серьезного реформирования социальных систем,
пенсионной, медицинской и социального страхования в целом.
Источник: "Российская Бизнес-газета" (
http://www.rg.ru/2011/09/06/biznes.html
)